Перейти к основному содержанию
АМИ-Систем
Научная мотивация труда. Всё остальное не работает

Отзыв доктора психологических наук Розеновой Марины Ивановны

ОТЗЫВ доктора психологических наук Розеновой Марины Ивановны на работу д.э.н. Владимира Ивановича Бовыкина «Искусственный управленческий интеллект»

Сфера управления – центральное звено любой социальной системы, включая индивидуальный уровень существования каждого человека. В связи с этим, вопросы, проблемы и технологии управленческой деятельности всегда будут актуальны и востребованы на любом уровне.

Особенно справедливо это для российской действительности, в которой мы имеем все более углубляющиеся проблемы, нарастающие как снежный ком, решение которых возможно только в рамках совершенствования и повышения эффективности управленческих систем.

Одним из ответов на вызовы системного национального кризиса является предложенный В.И. Бовыкиным авторский научный и практико-ориентированный проект комплексного реформирования и переструктурирования управленческого звена любого уровня любой организационной системы, включая макро-экономические структуры.

Теоретические и практические положения проекта имеют широкую базу, представленную многими областями знания: -школа классического научного управления: в частности, идеи и эксперименты Э. Мэйо (эффекты группового давления), А. Файоля (принцип единоначалия), М. Вебера (обязательность, формальность и универсальность правил управления); -аналитическая психология К.Г. Юнга (трактовка архетипического (коллективного) бессознательного); когнитивная психология (опосредованность психики когнитивными факторами, понимание интеллекта, искусственный интеллект).

Практическая часть проекта выполнена в рамках бихевиорального подхода (поведенческая психология), который, как известно, является одним из самых мощных, эффективных и результативных направлений психологии и психотерапии.

Культурологический подход, так же, присутствует в данной работе, особенно в разделах, посвященных анализу положения дел в разных сферах российской действительности и, особенно в сфере производства и управления. Автор обобщенно суммирует факты противоречивой двойственности отечественного менталитета, в котором, с одной стороны, человек имеет надежду и потребность в неком Верховном оракуле (Бог, Царь, начальник, родитель и т.п.), который обо всем позаботится и будет нести ответственность, с другой стороны, нежелание систематически подчиняться каким-либо нормам и правилам, мнениям и решениям, даже если эти нормы разумны и имеют целью благо для самого человека.

Учет этой амбивалентной природы отечественной ментальности как раз отраженно присутствует в авторской модели В.И. Бовыкина, где с одной стороны, выражен принцип единоначалия, а с другой стороны, используется принцип внедрения установок, позиций и нормативных правил, через их коллективное освоение, что снимает избыточное личностное сопротивление, делая его неэффективным.

Совершенно новым и интересным представляется авторский подход в части четкой дифференциации системы интересов работодателя и работника с вскрытием механизма достижения их взаимной конгруэнтности за счет комплексного сочетания и применения наиболее эффективных вариантов оплаты труда, системности, последовательности и адекватности в оценке стоимости рабочей силы и включение работника в распределение прибыли предприятия. Данный теоретический подход рационализации трудовых отношений реализован автором в специализированной разработке процедур системной оценки качества труда, с учетом ключевых единиц поведенческой мотивации (процедуры оценки РМТО – рациональной модели трудовых отношений): автором разработаны подробные «оценочные листы» - описательные критериальные признаки-характеристики хорошего (эффективного) и плохого (низкоэффективного труда), которые используются в системе общеорганизационной оценки труда персонала.

Совокупность предложенных подходов и методик позволяет в рамках Рациональной модели трудовых отношений на любом предприятии достаточно за короткий промежуток времени формировать специфическую организационную культуру (функционирующую через когнитивные структуры коллективного мышления), которая, в свою очередь, воспроизводится и транслируется в системном постоянстве, удерживая организационное и профессиональное поведение каждого работника в необходимом и производственно результативном формате.

Особое достоинство данной управленческой модели заключается в ее унифицированности (полный стандартизированный пакет нормативной регламентации и документооборота) и универсальности (возможность применения к любой социальной, организационной и производственной системе), что позволяет с наименьшими затратами добиваться колоссальных результатов повышения эффективности как на уровне отдельного работника, так и организации-производства в целом. Многочисленные отзывы от руководителей предприятий, где данная модель внедрена и работает в течение нескольких лет – лучшее тому подтверждение.

Таким образом, с точки зрения повышения производительности труда, эффективности и результативности производства данная модель практически не уязвима.
Безусловной изюминкой настоящей работы-проекта можно считать то, что все полученные теоретико-практические феномены автор обобщает через идею функционирования искусственного управленческого интеллекта. Во-первых, само видение проблемы искусственного интеллекта в контексте социально-ментальных, а не технических систем, уже заслуживает внимания. Во-вторых, автор приводит оригинальное обоснование своей позиции: новая организационная культура, которая формируется в результате введения в организации рациональной модели трудовых отношений, выступает носителем нового рационального коллективного мышления (искусственного управленческого интеллекта), который способен самообучаться, самонастраиваться, развиваться, осуществлять необходимую корректировку в зависимости от полученного предшествующего результата, с последующим точным применением имеющегося опыта для решения новых конкретных задач.

Таким образом, можно констатировать, что предложенная В.И. Бовыкиным системная научно-обоснованная модель эффективного управления имеет внутреннюю стройность и согласованность, последовательность и иерархичность, применимость и эффективность в практике. Основные положения проекта отражены в двух больших монографиях автора.
Следует добавить, что проведение практических семинаров демонстрирует умение автора проекта увлечь аудиторию, находить легкие, интересные и точные ассоциативные примеры, которые делают сложный материал понятным и доступным для любого слушателя с любым уровнем исходной подготовки.

Все вышеприведенное позволяет нам констатировать, что проект В.И. Бовыкина является, бесспорно, авторским креативным продуктом, выполненным в рамках научного мышления, а нестандартное решение одной из сложнейших научных проблем (искусственного интеллекта) имеет не просто практическое применение, но большую актуальную социальную значимость.

Розенова Марина Иванововна,
доктор психологических наук,
профессор кафедры общей и
практической психологии
Московского государственного
гуманитарного университета
им. М.А. Шолохова

06 апреля 2011г.


top